суббота, 25 февраля 2012 г.

Торговые роботы: вне политики, вне рейтингов


Негативные политические события и неожиданные решения властей всегда приводят к резким колебаниям котировок финансовых рынков. Предугадать эти события невозможно. А вот заработать на их последствиях можно. И спекулянты знают, как это сделать. Тому пример – недавние события вокруг акций российских компаний ЛУКойл, Газпром и Татнефть.

Деньги любят тишину 

Впериод 1988-1993 гг. экономика Мексики развивалась успешно, а ее позиции в мире укреплялись. Долгосрочный внешний долг был реструктурирован и не оказывал непосредственного давления на экономику страны. Прирост ВВП составлял в среднем 3% в год. Для иностранного капитала Мексика представлялась одной из самых приемлемых сфер приложения. К концу 1994 г. выяснилось, что Мексика и иностранные инвесторы стали жертвами своеобразной иллюзии.

За внешним фасадом политической и экономической стабильности по инерции сохранялись высокие процентные ставки. Повышенная доходность толкала инвестиционные фонды всех
типов на пополнение портфеля ценными мексиканскими бумагами. Однако местная валюта не
была прикреплена к доллару и не находилась в свободном плавании. К курсу песо применялась система «наклонного коридора», весьма похожая на режим российского рубля до дефолта 1998 г. Курс песо явно отставал от внутренней инфляции [1].
Кризис наступил в результате серии непредвиденных политических и криминальных событий. С одной стороны – сепаратистский мятеж бедных крестьян-индейцев в южном штате Чьяпас, показавший, что за фасадом внешнего благополучия скрывается проблема бедности многомиллионного населения. С другой стороны – убийство кандидата от правящей партии на предстоящих президентских выборах, вскрывшее неустойчивость политической системы и угрозу возрождения традиционного терроризма.
 
Для иностранных инвесторов этих событий оказалось достаточно, чтобы они стали опасаться за сохранность капиталов. Деньги любят тишину, а не стрельбу террористов. Именно политические события явились тем «спусковым крючком», который запустил экономическую катастрофу в Мексике. За несколько дней курс песо упал на 36% по сравнению с докризисным уровнем. Попытки правительства разместить крупные займы валютных облигаций провалились. Хрупкая валютная стабильность Мексики рухнула. Сомнительные надежды Макроэкономическая составляющая российской экономики с апреля 2004 г. не проявляет признаков устойчивого роста. Уверенности, что Россия удвоит свой ВВП к 2010 году, пока нет. Зато есть довлеющий над инвесторами фактор страха – «дело ЮКОСа». Поэтому надежды на сильный рост котировок фондового рынка в ближайший год остаются всего лишь надеждами. Именно в этот период государство решает окончательно приватизировать компанию ЛУКойл, продав на аукционе принадлежащие ему 7.59% акций. Сейчас мало кто сомневается, что владельцем госпакета акций ЛУКойла станет третья в США и шестая в мире энергетическая компания ConocoPhillips. По объему добычи нефти она почти вдвое опережает ЛУКойл, по продажам – почти одинаково, по размеру чистой прибыли – российская компания в полтора-два раза отстает от американской. Очевидно, что бизнес ConocoPhillips ведет намного
эффективнее ЛУКойла. Но цель государства состоит в смене стратегии компании. Сделка с ConocoPhillips поможет ЛУКойлу выйти за рамки России и приобрести статус транснациональной корпорации.
 
Бычья стратегия Глава ConocoPhillips Дж. Малва и президент ЛУКойла В. Алекперов в июле, во время встречи с президентом России, фактически получили устное добро на сделку. Фондовый рынок впервые за несколько месяцев забыл о «деле ЮКОСа». Политическое решение о сделке ЛУКойл-ConocoPhillips налицо. Пошли вверх цены не только на акции ЛУКойла, но и на все остальные голубые фишки. А информацию эту, как водится в России, принесли инсайдеры. Официальная информация о том, что ConocoPhillips – главный претендент на госпакет акций ЛУКойла, появилась 27 августа 2004 г. Однако инсайдеры уже 20 августа первоначально резко прогнули рынок вниз, а затем стали интенсивно открывать длинные позиции (рис. 1). После объявления официальной информации котировки акций ЛУКойла сделали дополнительный скачок в росте цен.

Как спекулянты могут заработать на политических решениях экономического характера? Ответ
напрашивается сам собой. Так же, как они переигрывают инсайдеров, потому что политические решения носят закрытый характер, о них знают только инсайдеры. Позиция инсайдера на рынке примитивна Операции инсайдера на финансовом рынке достаточно примитивны, потому что он использует всего лишь одну стратегию на одном финансовом активе. Это стратегия ожидания роста (падения) цены актива. Процесс ожидания роста (падения) – примитивный прогноз, построенный на иррациональной психологии людей и их интуиции. В ожидании отсутствуют анализ рисков и какой бы то ни было расчет финансовой целесообразности. Это, скорее, похоже на сделки пари: кто-то выиграет или проиграет. 
Позиция спекулянта на финансовом рынке значительно богаче по своим возможностям. Во-первых, спекулянт обладает большей информацией о рынке и его активах. Он никогда не работает с одним активом, а создает портфель активов. Управление портфелем – это испытанный путь к минимизации потерь. Во-вторых, спекулянту доступны стратегии хеджирования. С помощью хеджирования можно свести к нулю возможные риски и просчитать финансовую целесообразность спекулятивных операций. В-третьих, с развитием информационных технологий стало возможным использовать торговые роботы. О том, как торговые роботы переигрывают инсайдеров, подробно описано в [2]. Следует отметить, что роботы способны осуществлять спекулятивные операции на одном активе для нескольких стратегий. А на внутридневных операциях никакой инсайдер не может сравниться с результативностью робота.
Так, на внутридневных операциях с акциями ЛУКойла торговые роботы за 8 дней, с 20 по 31 августа 2004 г., заработали 27.6% прибыли от исходного капитала. Тогда как инсайдеры в лучшем случае заработали 10.2% от исходного капитала. Такая эффективность работы торговых роботов говорит только об одном: любые политические решения экономического характера только повышают результативность спекулятивных операций торговых роботов. Доходные спекуляции на некомпетентности История финансового рынка знает огромное количество примеров, когда некомпетентные высказывания политиков приводили к резким колебаниям цен биржевых активов. Российский фондовый рынок этому не исключение.

18 августа 2004 г. депутат Ю. Савельев (фракция «Родина», Государственная Дума) публично потребовал расследования в отношении участия иностранного капитала в Газпроме. Котировки акций газового гиганта к концу дня упали на 12.5% (рис. 2). После таких заявлений можно предположить, что высокая волатильность российского фондового рынка обусловлена некомпетентностью большинства российских политиков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий