четверг, 23 февраля 2012 г.

Еще раз о валюте и валютной реформе



18 июня 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». О его влиянии на банковскую систему рассказал корреспонденту «ВС» исполнительный вицепрезидент Ассоциации российских банков по правовым вопросам А.В. Емелин.

«Валютный спекулянт»: В чем состоят основные отличия нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от старого?
Андрей Емелин: Прежде всего следует отметить существенную либерализацию системы трансграничных расчетов. Начиная с 18 июня 2004 г., в случае открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, на физических лиц – резидентов возлагается обязанность в течение месяца уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (ч. 2 ст. 12). В отношении юридических лиц – резидентов указанный порядок вступит в силу с 18 июня 2005 года (п. 2 ч. 1 ст. 26).
В отношении открытия счетов в иных случаях, т.е. при открытии счета в банке, расположенном на территории государства, не являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, либо при открытии счета в валюте Российской Федерации в любом иностранном банке Банком России может быть установлено требование о предварительной регистрации счета (ч. 3 с т.
12). Причем указанное требование не может быть установлено при открытии вкладов.
Также могут подлежать предварительной регистрации ввоз и пересылка в РФ, вывоз и пересылка из РФ валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг резидентами и нерезидентами в документарной форме (ч. 5ст. 15).
В новом законе зафиксированы полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы совершения валютных операций движения капитала и прямой запрет на установление требования о получении индивидуальных разрешений (ч. 3 ст. 5). Закреплено
лишь два допустимых вида валютных ограничений – требований к порядку совершения валютных операций между резидентами и yерезидентами. Это требование об использовании специального счета (1) и требование о резервировании (2). При этом ни одно из этих ограничений не действует автоматически, но каждое из них должно быть специально нормативно установлено полномочным органом валютного регулирования.
Основным требованием при совершении большинства валютных операций будет использование специального счета (п. 10 ч. 1 ст. 1), т.е. банковского счета в уполномоченном банке, либо специального раздела счета депо, либо открываемого реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специального раздела лицевого счета по учету прав на ценные бумаги. В ходе доработки проекта данного закона усилиями Ассоциации российских банков удалось избежать указания в качестве требования к валютным операциям «открытия специального счета», что могло бы породить мнение о необходимости открытия отдельного специального счета для совершения каждой валютной операции.
«ВС»: В новом законе различаются специальный и обычный валютные счета? А.Е.: Формально закон различает специальный и обычный валютные счета. Из п. 10 ч. 1 ст. 1 следует, что не любой валютный счет получит статус специального, а лишь тот, использование которого будет
нормативно предусмотрено органами валютного регулирования в соответствии с законом. Все остальные счета, как используемые для осуществления нерегулируемых валютных операций, так и используемые для совершения регулируемых операций при отсутствии установления соответствующего требования, специальными счетами для целей закона являться не будут.
Однако важно обратить внимание на норму ст. 14 (абзац 1 ч. 2 и абзац 1 ч. 3), в которой указывается, что, если иное не предусмотрено данным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами (юридическими и физическими лицами) через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России. Данным положением дополнительно подтверждено право Банка России регламентировать открытие и использование не только специальных, но и обычных валютных счетов, реализуемое им в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Таким образом, Банку России предоставлена возможность создания унифицированной системы банковских счетов, в рамках которой по счету одного типа смогут осуществляться как регулируемые, так и нерегулируемые валютные операции.
«ВС»: Каковы основные модели резервирования, согласно новому ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»? А.Е.: Основными тремя моделями резервирования, согласно новому закону, являются: – до 100% от суммы операции на срок до 60 календарных дней (ч. 5 ст. 8); – до 20% от суммы операции на срок до 1 года (ч. 6 ст. 8); – до 50% от суммы операции на срок до 2 лет (ч. 1-5 ст. 7). Первая модель применяется в случаях предварительного резервирования, т.е. до совершения операции, и направлена она на создание искусственного лага между возникновением обязательства и его исполнением. При этом до истечения срока резервирования совершение таких операций запрещено (абзац 2 ч. 7 ст. 16). Вторая модель используется при последующем резервировании для целей снижения привлекательности отдельных видов операций путем снижения их доходности. Третья модель задействуется при совершении внешнеторговых сделок с длительными сроками исполнения только по истечении установленного законом преференционного срока (от 180 дней до 5 лет), в течение которого ограничения к таким операциям не применяются. При этом очевидно, что
для наиболее длительных операций резервирование является лишь временной мерой, поскольку ограничено 2-летним сроком, не зависящим от длительности самой операции и, что более значимо, от исполнения нерезидентом своих обязательств по платежам. Таким образом, законодатель отказался от возможности стимулировать исполнение внешнеторговых кон-
трактов путем сохранения резервирования вплоть до завершения сторонами расчетов по сделке. «ВС»: В чем Вы видите улучшение валютного режима по сравнению со старым законом, а что представляется Вам спорным?
А.Е.: Что касается усовершенствования, укажу на удвоение суммы операций (с $75,000 до $150,000), совершаемых без ограничений между физическими лицами – резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами в течение календарного года (ч. 9 ст. 8). Наиболее спорным положением закона является предполагаемое к введению с 18 июня 2005 г. право свободного открытия юридическими лицами – резидентами счетов в зарубежных банках и распоряжения зачисленными на них средствами (ч. 3 и 6 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 26). Отмечу, что до этого времени такие счета открываются и используются в ныне действующем порядке, предусмотренном абзацем 1 п. 2 ст. 5 и ст. 6’ Закона от 9 октября 1992 г. К сожалению, новый закон основывается на концепции, предусматривающей избирательную либерализацию внешнеэкономических отношений, в частности, снятие ограничений на трансграничное оказание банковских услуг без адекватной либерализации внутреннего финансового рынка.
Очевидно, это может еще больше сократить ресурсную базу отечественной экономики, снизить кредитный потенциал российских банков, затормозить развитие малого и среднего бизнеса и ухудшить инвестиционный климат в стране. По мнению банковского сообщества, «однобокая» либерализация валютного законодательства при сохранении множества административных барьеров для субъектов хозяйствования внутри страны повлечет дальнейшее усиление долларизации российской экономики, осложнит переход к полной конвертируемости рубля.
«ВС»: Появилось ли что-то новое в порядке ввоза и вывоза из России валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг?
А.Е.: В целом сохранен ранее действовавший порядок вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами: свободный (до $3,000) и декларационный (от $3,000 до $10,000). При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п. 3 с т. 1 5). Суммы свыше $10 тысяч могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в РФ и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе,
подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ (ч. 2 ст. 15). Радикально смягчен порядок перевода иностранной валюты за рубеж. С 18 июня 2004 г. физические лица – резиденты получили право переводить средства на свои счета (вклады), открытые в зарубежных банках, в порядке, устанавливаемом Банком России. ЦБ РФ может предусмотреть только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы операции. Причем срок определен до 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции (ч. 4 ст. 12).
С этого же времени средства на зарубежных счетах могут использоваться резидентами без ограничений, за исключением валютных операций между резидентами (для юридических лиц) и валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, – для физических лиц (ч. 6 ст. 12). Аналогичные права (с указанными ограничениями) появятся у юридических лиц – резидентов с 18 июня 2005 г. (п. 2 ч. 1 ст. 26). «ВС»: А что говорит закон по поводу репатриации и продажи части валютной выручки? А.Е.: В новом законе сохранено действующее требование об обязательной репатриации валютной выручки (ст. 19) и о последующей ее частичной обязательной продаже (ст. 21). Дополнительно введено требование об обязательной репатриации рублевой выручки (ст. 19). Указанные меры призваны обеспечить стабильность курса национальной валюты за счет обеспечения притока иностранной валюты на внутренний валютный рынок. Объект обязательной продажи существенно расширился. Если в прежнем законе речь шла только об экспортной валютной выручке, то теперь продаже подлежит валютная выручка резидентов (юридических лиц и физических лиц – индивидуальных предпринимателей), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся указанным резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов (ч. 3 ст. 21) независимо от наличия факта экспорта. Норматив обязательной продажи закреплен непосредственно в законе и составляет 30%. При этом Банку России предоставлено право снижать указанный норматив (ч. 1 ст. 21). Согласно закону, обязательная продажа валютной выручки осуществляется в порядке, устанавливаемом Банком России, через уполномоченные банки. В случае установления Банком России специального порядка обязательная продажа валютной выручки может осуществляться непосредственно уполномоченным банкам и (или)
на валютных биржах через уполномоченные банки (ч. 6 ст. 21). «ВС»: Как теперь будет осу-
ществляться валютный контроль?
А.Е.: Законом жестко регламентированы полномочия органов и агентов валютного контроля: за
креплен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены у субъектов валютной операции (ч. 4 ст. 23) и на предоставление которых должно быть отведено не менее 7 рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23). Кроме того, если для агентов валютного контроля предусмотрено, что они вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (абзац 1 ч. 5 ст. 23), то в отношении органов валютного регулирования такое ограничение отсутствует, а действует более абстрактное правило о возможности запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23). Наиболее существенным правом, предоставленным уполномоченным банкам как агентам валютного контроля, следует признать право отказа в осуществлении валютной операции и открытии счета в случае непредставления субъектом операции документов, предварительно запрошенных агентом, либо в случае представления им недостоверных документов (абзац 4 ч. 5 ст. 23).
«ВС»: А какова ответственность за нарушения валютного законодательства?
А.Е.: В отличие от прежнего закона, новый не предусматривает конкретных составов валютных правонарушений (ст. 25). Таким образом, ответственность за валютные правонарушения в большинстве случаев будет применяться, исходя из составов, закрепленных в ст. 15.25 и 16.17 КоАП РФ.
Следует отметить, что новый закон заложил серьезные либерально-экономические основы для радикальной перестройки механизма валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Нам же остается теперь надеяться, что мировые цены на энергоносители и реформаторский потенциал органов государственной власти позволят реализоваться столь прогрессивным и широкомасштабным планам.

Интервью подготовил
Максим Цветов

Комментариев нет:

Отправить комментарий