Как PocketBook украинского предпринимателя вошел в десятку крупнейших производителей ридеров мира
Когда потомственный печатник Игорь Попов
носился с идеей электронных книг, окружающие в шутку называли его
«могильщиком бумаги». Попов парировал: «Задача полиграфии — тиражировать
информацию на разных носителях, а ридер — очередной шаг ее развития.
Носителем была береста, затем бумага, а сейчас устройства с электронными
чернилами».
На электронных чернилах украинская PocketBook, основным акционером
которой является Попов, заработала около $80 млн (судя по данным
компании). В 2011 году она продала 460 000 устройств — в два раза
больше, чем в 2010-м. Такими темпами растет и мировой рынок — люди все
меньше читают на бумаге и все больше с экрана.
Продавая большую часть своих устройств в СНГ, PocketBook входит в
десятку крупнейших производителей ридеров мира. Для сравнения: только в
декабре 2011 года лидер рынка Amazon сбыл 4 млн своих моделей Kindle.
Зато киевляне успели подмять под себя российский рынок, пока он
представлял собой голое поле.
Электронные книги — в массы
В разгар перестройки 29-летний инженер Попов возглавлял
экспериментальное производство во ВНИИ полиграфии. Вместе с товарищем
они открыли кооператив, где проектировали и изготавливали
полиграфические машины на заказ. После краха СССР Попов развивал этот
бизнес, пока в 2008 году не увидел в магазине мобильной техники первую
произведенную в СНГ книгу на электронных чернилах — Lbook. Тогда, в 2008
году, рынок пустовал — продавалась полулегально ввезенная продукция
Sony и Amazon.
Гаджетоман Попов приобрел устройство, за два часа конвертировал и
закачал 25 книг, после чего улетел в отпуск. Убедившись, что за
портативной библиотекой будущее, засел на сайте The-Ebook.org и
исследовал предпочтения таких же гиков, как он. Попов понял, что главная
проблема — разные книги читают разные форматы файлов — еще не решена. К
тому же на рынке не было книг с удобным переключением шрифтов и их
размера, навигацией по тексту.
Попов с компаньоном Олегом Науменко и сыном Андреем нашел китайский
завод Netronix и заказал первую партию ридеров. «Мне говорили: это
электроника, там монстры, куда ты лезешь?! — вспоминает Попов,
инвестировавший в проект $1,5 млн. — Но я видел нишу, которая не занята.
У меня было время поиграть, это было как хобби».
Нанятые им разработчики (ключевого сманил из Lbook через форум
The-Ebook.org) писали софт, позволяющий читать почти все форматы. После
первых успехов PocketBook набрал дизайнеров и выстрелил еще несколькими
моделями — включая бестселлер, 360-ю, которая была размером с ладонь и
умещалась в кармане.
PocketBook зазывал покупателей с промостоек в крупнейших
гипермаркетах и обклеивал вагоны метро стикерами. Громко прокричав о
себе, компании было легче торговаться с дистрибьюторами и розничными
сетями. При этом представители Попова, продавая ридеры
интернет-магазинам, следили, чтобы те не демпинговали и не отбирали
покупателя у офлайн-продавцов.
В 2009 и 2010 годах российский рынок вырос в несколько раз, и
PocketBook занимал на нем под 50%. За месяц компания-новичок
зарабатывала миллионы долларов. Попов начал поставлять ридеры в
Германию, Израиль и другие страны, где имеются русскоговорящие диаспоры.
Затем PocketBook создал совместное предприятие с Netronix, а позже
открыл линию на заводе Foxconn.
«Железная» конкуренция
Однако гегемония продолжалась недолго. Пока гиганты вроде Amazon,
Barnes & Noble и Sony не рассматривали Россию как серьезный рынок,
местные дистрибьюторы сообразили, что могут сами заказывать ридеры и
продавать под своими марками. И вот уже к концу 2010 года в «Ашане»,
«Пятерочке» и других магазинах на кассе висели «читалки» Wexler — от
дочерней компании холдинга Avirsa, торгующего в том числе компьютерами и
мобильными устройствами. «Наш рынок формирует потребитель, а не
производитель или торговец, поэтому мы и выпустили дешевые устройства, —
объясняет генеральный директор Wexler Михаил Петренко. — Вход в сети
нам не стоил почти ничего. Для X5 книги — способ генерации человеческого
трафика».
Примеру Avirsa последовали «Мерлион» (бренд Digma), Alcotel (Texet) и
другие. Вместо электронных чернил в экранах их моделей используются
жидкие кристаллы. Глаза пользователя устают быстрее, но цена ниже вдвое.
Игроки и наблюдатели рынка считают, что из-за демпинга конкурентов в
2011 году доля PocketBook в России снизилась как минимум до трети (хотя,
по данным агентства SmartMarketing, которому доверяет компания, она
равна 42%).
Но главное соревнование только начинается. Глобальные производители
ридеров, которые обгоняют PocketBook и его преследователей, создали свои
книжные магазины и все больше зарабатывают на контенте, снижая цены на
«железо». Тот же Amazon торгует «читалками» себе в убыток, компенсируя
«минус» продажей книг, которая приносит в среднем $60 в год с
пользователя. Российский аналог этого магазина, Ozon.ru, пока дает шанс
конкурентам повторить успех основателя Amazon Джеффа Безоса —
интернет-магазин выпустил устройство Ozon Galaxy, но продажи идут вяло.
Будущее
Украинцы держат руку на пульсе — в первой половине 2012 года
PocketBook с помощью беспроводного соединения привяжет устройства к
магазину Obreey (обрiй — по-украински «горизонт»), который сейчас
активно набивают контентом. Но и враги не дремлют — например, Wexler
намеревается предоставить юзерам аналогичную возможность.
Попов понимает, что его преимущество не в устройствах — «китайцы все,
что хочешь, изготовят в два раза дешевле». Он уверен, что PocketBook
умеет разрабатывать информационные оболочки для чтения как никто другой
(конкуренты с ним согласны). Пока все толкались локтями вокруг продажи
контента, украинцы занялись электронными учебниками.
Повод к тому был: в России развернуты масштабные эксперименты,
школьники тестируют устройства с закачанными пособиями по всем
предметам. По словам инвестиционного менеджера «Роснано» Сергея
Приходько, исследования проходят в два этапа. Сначала Минобразования
предоставило контент (учебники), а Plastic Logic, PocketBook и «Азбука» —
устройства, которыми пользуются десятки тысяч учеников. Второй этап —
анализ впечатлений педагогов, а также разработка софта и, возможно,
принципиально новых «читалок». «Уже сейчас ясно, что надо не просто
оцифровывать учебники. Необходима информационная система, которая
связывала бы устройства друг с другом и планшетом учителя, а также с
электронной доской и хранилищем контента», — говорит Приходько.
Такая система подразумевает, что вместо ридера школьники получат
«мультимедийное мобильное многофункциональное устройство», которое
играет роль жесткого диска с контентом и взаимодействует с носителями,
отображающими этот контент (видеопроектор, ПК, телевизор). PocketBook
уже начал его разрабатывать. «Не исключаю, что вместо корпуса будет
некая панель, полимерная основа, несущая в себе электронику и экран, —
расписывает Попов, как это может выглядеть. — Скручивать в трубочку —
вряд ли, но уронить — пожалуйста».
Стоит ли эта затея времени и миллионных инвестиций, когда выбор
поставщика книг зависит от чиновников? В России 13 млн школьников, и при
цене $100 за ридер можно заработать $1,3 млрд. Даже если Plastic Logic и
«Роснано» не допустят чужестранцев к «железу», PocketBook имеет смысл
биться за разработку информационной оболочки. Иначе Попов рискует
завязнуть на нынешней ступени «полиграфической» эволюции в окружении
множащихся производителей ридеров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий