вторник, 27 марта 2012 г.

Управлять акционерной компанией

Управлять акционерной компанией с помощью пакета привилегированных акций, как известно, нельзя. Однако этот запрет отнюдь не всегда является абсолютным.

Как говорит закон
Всоответствии с п. 1 статьи 32 Федерального закона N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «акционеры – владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров».
Однако есть одно большое «НО». С привилегированными акциями могут происходить «чудесные» превращения. Согласно п. 5 статьи 32 того же закона «акционеры – владельцы привилегированных акций имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям. Причем владельцы привилегированных акций снова теряют право голоса с момента выплаты дивидендов в полном размере».
Идея законодателя в этом вопросе довольно прозрачна: если дела у общества идут столь плохо,
что оно не в состоянии обеспечить владельцев привилегированных акций оговоренным дивидендом, то надо дать им возможность воздействовать на управление обществом.

По теории блокировки
Вроде бы все четко и ясно, как всегда на бумаге. А что же произойдет в гипотетической, но вполне вероятной ситуации, когда покупатель приобретет пакет акций до того, как состоялось собрание акционеров по вопросу выплаты дивидендов? Каким количеством голосов он реально будет обладать? Возможно ли с помощью купленного пакета осуществлять влияние на управление компанией? Пусть существует акционерная компания N, акционерный капитал
которой состоит как из обыкновенных, так и из привилегированных акций. Причем доля последних, в соответствии со ст. 102 ГК РФ, не превышает 25%. Такова была структура капитала компании до продажи пакета акций. Некий покупатель, назовем его, скажем, мистер Х, приобретает пакет акций предприятия N, состоящий из обыкновенных, а значит – голосующих акций. Мистер Х хочет получить контроль над компанией N, а посему приобретает контрольный пакет – 51% обыкновенных голосующих акций. Мистера Х можно было бы поздравить с удачной покупкой, если бы не одна деталь. Неожиданно выясняется, что по каким-то причинам дивиденды по привилегированным акциям за прошлый год оказались
невыплачены. А значит, эти акции, не входящие в пакет мистера Х, становятся голосующими. Доля пакета акций мистера Х в мгновение ока сжимается наподобие шагреневой кожи. Нетрудно подсчитать, что вместо контрольного пакета достоинством 51% у мистера Х остается лишь блокирующий пакет акций размером менее 40%.

 Итак, что же мы получаем?
Если дивиденды по привилегированным акциям выплачены, они не голосуют, и у мистера Х контрольный пакет. Если же выплата в полном объеме не производилась, то у мистера Х пакет лишь блокирующий. А значит, играя выплатой дивидендов, можно в конечном счете влиять на управление компанией.
Рассмотренная ситуация – лишь схема. А теперь, чтобы картина обрела краски, обратимся к реальной жизни.

Краски реальной жизни
Кирово-Чепецкий химический комбинат является одним их ведущих предприятий по производству минеральных удобрений, большая часть продукции которого поставляется на экспорт. В середине 2004 г. руководство Кировской области решило продать принадлежащий области пакет акций химического комбината. Что за пакет, и каковы его размер и структура?
Сначала немного об уставном капитале химического комбината. Поскольку это открытое акционерное общество, его уставный капитал размером 1 314 600 рублей был разделен на 1 314 600 именных акций. Из них 25% составили привилегированные акции, а 75% – обыкновенные. Пакет, выставленный на продажу, состоял из обыкновенных акций. Их количество занимало 51% от общего числа обыкновенных акций или 38.85% от числа всех акций. Причем городские власти хотели продать пакет только целиком, с тем чтобы оградить его от распыления и привлечь солидного покупателя, имеющего возможность развивать предприятие, а заодно и городские инфраструктуры. Таким образом, потенциальному покупателю предлагался 51% голосующих акций, а значит, и возможность принятия существенных для хозяйственной деятельности компании решений на общем собрании акционеров, включая формирование Совета директоров. И тут возникло то самое «НО». Оказалось, что дела у компании в 2003 г. шли не самым блестящим образом, а посему дивиденды по итогам года выплачены не были. А это, в полном соответствии с действующим законодательством, приводит к тому, что привилегированные акции становятся голосующими.
Следовательно, пакет акций, выставленный на продажу, уже перестает быть контрольным, а становится лишь блокирующим, т.е. способным влиять только на решение некоторых вопросов, связанных с отдельными крупными и заинтересованными сделками. Что касается управления компанией, то возможности покупателя пакета становятся значительно урезанными. За те же деньги! Чтобы сделать продаваемый пакет контрольным, 28 сентября
2004 г. собирается внеочередное общее собрание акционеров и принимает решение выплатить дивиденды по привилегированным акциям за 2003 г. в полном объеме. Тогда привилегированные акции снова становятся неголосующими, и управление компанией может осуществляться приобретателем пакета – у него снова 51% голосующих акций. Однако не всех устраивало такое положение вещей. Была и другая группировка, также желавшая принять активное участие в управлении компанией. Члены этой группировки находят ряд процедурных
нарушений в процессе принятия решения 28 сентября. Они добиваются отмены решения о выплате дивидендов по привилегированным акциям и созыва нового внеочередного общего собрания акционеров 19 ноября 2004 г. А это тот самый день, на который назначен аукцион по продаже пакета акций. Пикантность ситуации усугубляется тем, что участники аукциона подавали заявки заранее, и теперь неизвестно, что они приобретают: контрольный пакет акций или только лишь блокирующий.
Общее собрание акционеров 19 ноября 2004 г. приняло соломоново решение: дивиденды по привилегированным акциям выплатить. Но не полностью. А это означает, что привилегированные акции остаются голосующими. По крайней мере, до 29 декабря 2004 г., т.е. до дня, на которое назначено очередное внеочередное общее собрание акционеров. На этом собрании должен быть избран новый Совет директоров ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат». Через некоторое время дивиденды по привилегированным акциям, конечно же, выплатят, и эти акции перестанут быть голосующими. Но самое-то главное уже сделано – выбран Совет директоров, управляющий компанией в интересах группировки. Действовать он будет, по крайней мере, один год. 
Екатерина Гурвич,
Владимир Ростовский




Комментариев нет:

Отправить комментарий