среда, 21 марта 2012 г.

Никелевый маркет-мейкер

На рынках, где присутствует крупный участник, поведение ценового графика имеет существенные отличия. Поэтому и торговать там надо по-другому, в частности, обязательно надо учитывать цели основного игрока. В данной статье рассказывается о специфике, которую привносит на мировой рынок никеля российский гигант «Норильский Никель».

Курс на транспарентность
До недавней поры холдинг «Норильский Никель» придерживался относительно закрытой информационной политики. Отчасти это диктовалось требованиями соблюдения государственной тайны по работе со стратегическими материалами, внешнеторговой деятельности с драгоценными металлами и т.д. Однако с развитием рыночных отношений минусов от такой закрытости стало больше, чем плюсов от доверительных отношений с партнерами. В рамках одного рынка все только выигрывают, если стараются учитывать интересы друг друга. Поэтому в минувшем году и было принято решение существенно увеличить прозрачность компании. Так, например, впервые были обнародованы размеры разведанных запасов никеля и меди. Для читателей «ВС» также будет интересна новая информация о таких вопросах, как ценовая политика «Норильского Никеля» и принципы его присутствия на биржевых торгах.

Что такое НН
«Норильский Никель» – или, как его часто называют в прессе, НН – производит целый спектр продукции, объем которой достаточен для того, чтобы считать предприятие игроком мирового масштаба. Основной продукцией НН является никель – до 55% совокупной выручки. По этому металлу компания контролирует до четверти мирового предложения, являясь крупнейшим в мире производителем с объемом годового производства свыше 200 тыс. тонн.
Еще более монопольное положение у НН по палладию, который поэтому часто называют «русским металлом». НН также является одним из крупнейших производителей платины, уступая по этому показателю только компаниям ЮАР. По меди и золоту НН входит в десятку крупнейших компаний. После приобретения ряда компаний, специализирующихся на добыче
золота, НН поставил перед собой цель стать крупнейшим в мире производителем этого главного финансового металла. Среди прочей продукции НН следует отметить такие металлы,
как серебро, кобальт, родий, рутений, иридий. Годовой объем реализации у НН составляет свыше $5 млрд., активы компании оценены в $11 млрд., из которых свыше $8 млрд. приходится на собственный капитал. Рейтинговое агентство S&P присвоило НН рейтинг BB-, что равно рейтингу Газпрома.

Ценовая политика
Всилу своего масштаба НН обречен быть маркет-мейкером на рынках никеля и палладия. Поэтому для всех, кто хочет торговать на этих рынках, необходимо учитывать его планы. При низких ценах прочие предприятия могут закрыться или уменьшить объем выпускаемой продукции. Но НН – градообразующее предприятие на всей территории северного завоза, и не может быть закрыто в силу социальных причин. Поэтому стратегически НН заинтересован в стабилизации цен на никель и сохранении постоянного объема производства. Понятно, что низкие цены на металлы для НН, как и для любой коммерческой структуры, не интересны. Однако чрезмерно высокие цены также не желательны. Они приводят к отказу потребителей от никеля в пользу других материалов, увеличению предложения лома и другим явлениям, препятствующим стабильной работе компании. Поэтому одно из направлений ценовой политики НН – препятствовать чрезмерному росту цен. Два года назад НН уже заявил о себе как о маркет-мейкере мирового масштаба. В 2002 г. цены упали до сверхнизких значений, и
компания вывела с рынка запасы в 60 тыс. тонн никеля. Под залог этого металла был взят кредит, что с финансовой точки зрения было равносильно реализации металла. Но никель на рынок не попал, что поддержало цены. В 2003 г. цены выросли. Чтобы ограничить их чрезмерный рост, старый запас был реализован. В настоящее время ограничивать ценовой рост стало сложнее. Обнародованный курс американских властей на постепенную девальвацию доллара привел к инфляции во всем мире. Товарные индексы устанавливают один рекорд за другим. Поэтому на товарные рынки устремились спекулятивные горячие деньги международных фондов, противостоять которым компаниям-производителям практически невозможно. В этих условиях производитель может столкнуться с проблемой реализации физического металла конечным потребителям при одновременно рекордных ценах на LME, так как при резком росте цен потребители начинают чаще отказываться от приобретения физического металла. Что может противопоставить этому производитель? Наиболее вероятный и обоснованный способ – форвардная продажа варрантов на LME с последующей поставкой варрантов на биржу. Мелкие игроки знают, что НН может существенно сдвинуть рынок за счет своих продаж, и это может ограничивать их спекулятивные планы.
«Норильский Никель» является производителем, поэтому его большая позиция по продажам не
означает реального медвежьего настроения. Под срочные инструменты есть реальный металл, который очень быстро может появиться на рынке. Однако как сигнал спекулянтам прекратить игру на рост такие меры могут быть очень действенны. LME – классическая голосовая биржа с традициями, уходящими в позапрошлый век. В яме (pit) торгуют 12 представителей брокерских домов, между которыми и совершаются все сделки. При этом серьезные игроки, как правило,
работают через нескольких брокеров одновременно, что не позволяет рынку понять, кто именно стоит за теми или иными покупками или продажами. На конец 2002 г. у НН было
около 100 срочных контрактов на никель, в 2003 г. их количество резко сократилось. По всей видимости, НН поменял свою стратегию, отказавшись от попыток сдерживать рост цен на никель путем открытия крупных коротких позиций на LME.

Сбытовая политика
Особенностью НН является тот факт, что запасы готовой продукции могут доходить до 20% от
годового объема производства. Такая доля нормальна для мирового соотношения спроса-предложения, но не для отдельной компании. К тому же запасы, как правило, образуют потребители продукции, а не производители. Эта особенность НН объясняется трудностями
с доставкой металла потребителю по северному морскому пути. Перерыв навигации в порту Дудинка, как правило, длится не больше месяца и связан с ледоходом на реке Енисей, однако и этот короткий промежуток времени оказывает влияние на рынок, хотя участникам рынка известно, что НН имеет достаточные запасы металла для непрерывных продаж и в этот период времени.
Как и все коммодити, никель является классическим рынком покупателя, за исключением отдельных периодов. Поэтому НН стратегически ориентирован на конечного покупателя, а не на временный эффект от биржевых спекуляций. Например, крупным покупателям предоставляются отсрочки оплаты, создаются в целях обеспечения непрерывности технологических процессов у покупателя консигнационные склады. Это создает благоприятные условия для потребителей, однако приводит к увеличению запасов готовой продукции. Есть и другие причины высокого уровня запасов. Никель – дорогая продукция, не говоря уже о металлах платиновой группы. Транспортировка по Северному морскому пути в Европу, а оттуда в Азию и в Америку морским транспортом связана с достаточно большими
потерями времени при реализации товара. Главным рынком сбыта продукции компании является Европа – 62%. На североамериканский рынок, Россию и Азию приходится примерно по 13%.
Ранее в структуре холдинга была только одна компания, которая осуществляла зарубежные продажи, – Norimet Limited. Сейчас она будет специализироваться на управлении зарубежными активами. Вместо нее организованы дочерние компании по рынкам сбыта, через которые осуществляются продажи в соответствующие регионы. Это NN Europe Ltd (Лондон), NN USA (Питтсбург, штат Пенсильвания) и NN Asia, расположенная в Гонконге. Недавно в холдинг вошли несколько зарубежных компаний, например, южноафриканская Gold Field (20%) и североамериканская StillWater (55.4%). Целью компании являются прямые поставки конечным потребителям продукции. Так, по никелю доля прямых поставок составила на конец 2003 г. 99%, по меди – 85%. Следствием такой политики стало стремление максимально сократить реализацию металлов путем поставки через биржевые деривативы, что, впрочем, не снижает их ценности как хеджирующих финансовых инструментов.

Работа с рисками
На западе практика использования биржевых деривативов для финансового планирования обычна. У нас это пока в новинку и реализовано только на предприятиях-гигантах, вроде НН. Как уже говорилось, большинство продаж осуществляется напрямую потребителям. Поэтому соображения хеджирования и управления рисками – более частая причина проведения операций НН на бирже, чем торговые операции. Для понимания стратегии НН, в том числе по
операциям на Лондонской бирже металлов, необходимо понимать, на каком уровне развития находится риск-менеджмент компании. Как уже говорилось, НН имеет большие запасы готовой продукции и значительные ресурсы собственного капитала. Компания может позволить себе нести самостоятельно многие риски. Тем не менее, компания имеет программы
страхования производственных и других рисков. Помимо страновых и политических рисков, которым подвержена любая компания, значительную роль играют финансовые риски. Основными финансовыми рисками для НН являются ценовой и валютный риски. Цены на металлы, которыми торгует НН, очень волатильны. Только в 2003 г. цена на никель выросла с $7000 до $17000, а ценовой минимум был под $3000. Колебания цен на палладий за последние годы также были очень существенны – от $120 до $1100. Это создает высокую волатильность выручки компании. В настоящее время многие крупнейшие финансовые институты предлагают производителям разнообразные производные финансовые инструменты, направленные на хеджирование различных финансовых рисков. Однако даже
лидерам финансового рынка зачастую не под силу принять в полном объеме ценовые риски длинной позиции производителя. Например, для НН с годовым объемом производства никеля, превышающим 200 тыс. тонн, ценовые риски могут измеряться уже не миллионами, а миллиардами долларов. Они обязательно должны перераспределять такие риски по другим игрокам или находить «обратную сторону», хеджируя риски покупателей. Это, в свою очередь,
повышает стоимость операций хеджирования, и поэтому от таких предложений крупные производители чаще всего отказываются. Потенциальные убытки от рисков часто оказываются меньше, чем плата за их устранение. Впрочем, это общая проблема. Снижение рисков всегда приводит к снижению прибыльности. Основная доля выручки НН выражена в долларах США, а основные расходы на производство продукции оплачиваются в рублях, в результате чего компания подвержена также валютному риску. Частично эта проблема может решаться с использованием валютных форвардов, но снижению валютного риска могут служить и привязка закупочных контрактов к курсу доллара, то есть контракты с валютной оговоркой.
Однако такие контракты эффективны для регулирования валютного риска компании-экспортера при колебательном движении курса доллара либо на растущем курсе. Ожидания снижения курса в долгосрочной перспективе в период контрактации могут снижать эффективность этого инструмента, в то же время НН, являясь крупным потребителем, часто имеет возможность диктовать рынку те или иные условия закупа. Структура НН подразумевает
различные направления по работе с рисками. Среди наиболее важных выделяются риски ликвидности, налоговые, социальные, риски затрат на экологию и охрану труда, риски по оценке запасов, спроса, кредитные риски на контрагента, погодные факторы и т.д. При определении абсолютных величин рисков часто используют моделирование соответствующих показателей VaR. При этом чаще всего используется исторический метод. Использование хорошо опробированных методик численного определения рисков, мониторинг рисков создают необходимый базис для принятия важнейших стратегических решений компании.
Необходимо отметить, что в процессе создания и совершенствования системы риск-менеджмента меняется само понимание управления рисками от попыток все поставить под контроль, ограничить и захеджировать – к моделированию различных сценариев поведения компании на рынке, нахождению оптимальных соотношений риска и дохода. Автор благодарит начальника управления рыночных рисков «Норильского Никеля» М.Ф. Туренко
за помощь в подготовке данной статьи.

Петр Бобрик

Комментариев нет:

Отправить комментарий